Организационная структура Федеральной Резервной Системы

Федеральная Резервная Система состоит из рабочих органов трех уровней — Совет Управляющих Федеральной Резервной Системы; двенадцать Федеральных Резервных банков и приблизительно 6.000 банков-членов Федеральной Резервной Системы. Кроме того, в Федеральную Резервную Систему входят как составная часть два комитета: Федеральный Комитет Открытого Рынка (ФКОР) и Федеральный Консультационный Совет.

Совет Управляющих Федеральной Резервной Системы

Совет Управляющих Федеральной Резервной Системы состоит из семи постоянных челнов, назначаемых Президентом США с одобрения Сената. Обеспечивается равное представительство членов Совета Управляющих от различных округов Федеральной Резервной Системы. Каждый гражданин США, занимающий пост в Совете Управляющих Федеральной Резервной Системы, может исполнять свои обязанности полный срок, составляющий 14 лет и не превышающий эту цифру, однако имеет право подать в отставку ранее, доработав текущий двухлетний семестр (term), либо несколько продлить свое пребывание в должности за счет «дополнительных» семестров. Семь членов Совета Управляющих — это единственные официальные лица Федеральной Резервной Системы, назначаемые и утверждаемые в должности Президентом США. Кроме того, влияние Президента США на эти вопросы несколько ограничено: в случае если члены Совета Управляющих исчерпали сроки своего пребывания в этом органе (за исключением случаев смерти либо отставки кoro-либо из них), Президент может назначить лишь двух новых членов Совета за свой четырехлетний срок пребывания у власти. Однако, на практике отставки членов Совета Управляющих Федеральной Резервной Системы не столь уж нечасты. Дж. Картеру за первые три года своего президентства пришлось назначить четырех новых членов Совета Управляющих, а Р. Рейган, правда проведший в Белом Доме два срока, заменил шестерых из этой «великолепной семерки».
Совет управляющих Федеральной Резервной Системы возглавляет председатель и его заместитель (вице-председатель). Президент США утверждает кандидатов на эти посты на четырехлетний срок. Своеобразный рекорд принадлежит здесь председателю Совета Управляющих Федеральной Резервной Системы Вильяму Мартину, который исполнял эти обязанности с 1951 по 1970 годы, отработав полный 14-летний срок и еще несколько семестров, и утверждавшийся в этой должности Президентами США Труменом, Эйзенхауером, Кеннеди и Джонсоном. Лишь в январе 1970 года Президент США Ричард Никсон назначил на его место Артура Бернса, чья кандидатура на этот пост не устроила Президента Картера,— Артура Бернса сменил Вильям Миллер; в 1979 году В. Миллер занял пост секретаря Государственного Казначейства США , а его заменил Пол Уолкер.
С августа 1987 года пост председателя Совета Управляющих Федеральной Резервной Системы занимает Алан Гринспен. Управляющие и члены советов директоров независимых государственных агентств,— таких, например, как Комитет по межштатному транспорту и торговле или Федеральная торговая комиссии — формируются из представителей обеих политических партий (подразумевается Республиканская и Демократическая партии). Таких ограничений в Совете Управляющих Федеральной Резервной Системы нет, и, вследствие этого, политические пристрастия, либо антипатии членов этого органа могут сильно влиять на выбор между непопулярной в массах жесткой денежно-кредитной политикой, сколь необходимой она бы ни была, и гибкой политикой в сфере денежного обращения, что всегда привлекает симпатию.
Существует вероятность того, что члены Совета Управляющих Федеральной Резервной Системы могут сознательно и в ущерб экономических интересам страны уклоняться от проведения жестких денежно-кредитных мероприятий, если это способно сильно повредить репутации и популярности их политических единомышленников и товарищей по партии. Члены Совета Управляющих Федеральной Резервной Системы в своей деятельности опираются на очень значительный штат сотрудников - экономистов, юристов, инспекторов и администраторов. Два департамента Совета Управляющих поглощены исследованием лишь только процессов развития финансовых отношений в США и за рубежом; материалы этих работ, а также последние статистические данные, затрагивающие финансово-кредитные сферы, публикуются в ежемесячном периодическом издании «Федеральный Резервный Бюллетень».
Только Совет Управляющих Федеральной Резервной Системы обладает необходимыми полномочиями для установления уровня обязательных резервов депозитных учреждений, а также, как мы вскоре объясним, разделяет с Федеральными Резервными банками всю полноту ответственности по проведению операций на открытом рынке ценных бумаг и определению наиболее приемлемых банковских учетных ставок. За последние годы Совет Управляющих Федеральной Резервной Системы расширил масштабы своей деятельности по регулированию денежно- кредитных отношений в США за счет принятия таких законов, посвященных финансовой деятельности, как Закон о предоставлении достоверной информации в кредитовании. Закон о правильном погашении кредита и Закон о реинвестировании. Хотя контроль за нормами процента, распространяющимися на сбережения и срочные депозиты, все годы существования Федеральной Резервной Системы входил в прерогативу Совета Управляющих, знаменитый Закон о де регулировании депозитных учреждений и контроле за денежным обращением 1980 года избавил Совет Управляющих от выполнения большинства контрольных функций в этой сфере. Другой аспект контрольной деятельности Совета Управляющих Федеральной Резервной Системы — наблюдение за предельными требованиями по выдаче ссуд для приобретения ценных бумаг - в последнее время также утратил свою актуальность. В 1985 году Совет Управляющих Федеральной Резервной Системы рекомендовал Конгрессу США отменить подобный тип надзора за финансовой сферой.
Кроме деятельности внутри страны, председатель Совета управляющих является членом Национального совещательного совета по международным денежным и финансовым проблемам при правительстве США, куда входят руководители других соответствующих агентств США, председатель является также заместителем представителя США в Международном валютном фонде. В качестве члена делегации США на важных международных конференциях председатель представляет точку зрения центрального банка по вопросам международной финансовой и экономической политики.
Персонал Совета поддерживает тесную связь со своими коллегами в правительстве. Они имеют частые не официальные встречи со служащими таких учреждений, как Совет экономических консультантов, Министерство финансов, Учреждение по управлению, бюджету и экономическим проблемам, Аппарат контроллера денежного обращения, Федеральная корпорация по страхованию депозитов, Правление Федеральных банков по кредитованию жилищного строительства, Национальная администрация кредитных союзов.

Федеральные Резервные банки

Федеральные Резервные банки имеют в общей сложности 24 филиала в важнейших промышленных и деловых центрах США. Федеральная Резервная Система по сравнению с центральными эмиссионными банками других стран сильно децентрализована, что отражает сильнейшее противодействие любой концентрации экономической власти в едином центре в то время, когда закладывались основы Федеральной Резервной Системы. Кстати заметим, что даже сам термин «центральный банк» ни разу не фигурирует в первоначальном тексте Закона о Федеральной Резервной Системе.

Федеральная Резервная Система

Федеральная Резервная Система США состоит из 12 округов, выделенных по географическому признаку. Совет управляющих Федеральной Резервной Системы располагается в городе Вашингтон, округ Колумбия.

Роль и значение Федеральных Резервных банков

Каждый отдельно взятый Федеральный Резервный банк сам по себе играет важную роль в проведении и воплощении в жизнь определенной денежно-кредитной политики, несмотря на то, что руководство этими процессами в целом принадлежит Совету Управляющих Федеральной Резервной Системы. Во-первых, будучи членами Федерального Комитета Открытого Рынка, пять из двенадцати президентов Федеральных Резервных банков принимают самое активное участие в разработке и определении задач и тактических целей денежно-кредитной политики. Во-вторых, Совет директоров Федеральных Резервных банков намечает и вырабатывает определенный на конкретный момент уровень банковских учетных ставок,— один из основных параметров экономической системы, который представляется на рассмотрение и утверждение совета Управляющих Федеральной Резервной Системы. Кроме того Федеральные Резервные банки сделали важный вклад в разработку концепций денежно-кредитных отношений, регулирующих деятельность федерального Комитета Открытого Рынка. Большинство Резервных банков публикуют статьи и ежемесячные отчеты по текущим проблемам финансово-экономической жизни, причем ряд этих работ получает весьма широкое распространение. Участие всех Федеральных банков в разработке основных направлений денежно-кредитной политики обеспечивает равное представительство в решении этих вопросов от различных округов, а также поставляет в Совет Управляющих Федеральной Резервной Системы разнообразную информацию с мест, которая в ином случае вряд ли была бы доступна такому централизованному органу, как Совет Управляющих Федеральной Резервной Системы. Например, в конце шестидесятых — начале семидесятых годов федеральный Резервный банк Сент-Луиса сыграл важную роль, оказав соответствующее влияние на всю Федеральную Резервную Систему и способствовал тем самым переходу от гибкой денежно- кредитной политики к более жесткой. В конце семидесятых годов Федеральный Резервный банк Миннеаполиса сумел своими действиями убедить заинтересованный круг лиц в Федеральной Резервной Системы обратить повышенное внимание на значение и влияние эффектов ожидания в финансово-экономических сферах определенной денежно-кредитной политики, проводимой Федеральной Резервной Системой. В 1980-1982 годах экономическая модель денежного рынка, разработанная в Федеральном Резервном банке Сан-Франциско, внесла существенный вклад в понимание все Федеральной Резервной Системой значения отклонения величины параметра M1 на краткосрочных временных интервалах от пределов роста, рассматриваемых в качестве промежуточной цели денежно-кредитной политики. Федеральные Резервные банки оказывают решающее влияние на управление всей банковской сферой США. Эти функции включают в себя контроль и инспекцию деятельности 1000 банков-членов Федеральной Резервной Системы, 6000 банковских холдинг-компаний, корпораций, чья деятельность подпадала под юрисдикцию Закона Эджа , филиалов и представительств иностранных банков в США.
Кроме того, Федеральные Резервные Банки предоставляют кредиты банкам, испытывающим финансовые затруднения. Цель подобных мероприятий состоит в обеспечении стабильного финансового окружения и изоляции банков, испытывающих трудности, дабы предотвратить возможный в этих обстоятельствах кризис доверия. Последней областью ответственности Федеральных Резервных банков является обеспечение целого ряда финансовых услуг. Они включают в себя обработку чеков, выпуск в обращение и прием наличных денег, продажу и хранение ценных бумаг федерального правительства США, телеграфные переводы денежных средств. Закон о де регулировании депозитных учреждений и о контроле за денежным обращением от 1980 года предписывает Федеральным Резервным банками взыскивать стоимость оказанных ими услуг, однако эти услуги ныне распространяются не только на банки-члены Федеральной Резервной Системы, но и на все остальные депозитные учреждения. Структура Федеральных Резервных банков. Федеральные Резервные банки можно классифицировать как некие «полугосударственные» корпорации, главным образом вследствие механизма выборов и назначений их директоров. Каждый Федеральный Резервный банк является корпорацией, обладающей чартером на право введения операций, выданным государственными органами власти, и, естественно, включающей в себя акционеров, членов совета директоров и президента.
Акционерами Федерального Резервного банка являются банки-члены Федеральной Резервной Системы этого округа, однако, они выбирают лишь шестерых из девяти директоров федерального Резервного банка (троих директоров первого ранга (class А), представляющих обычно банкиров-кредиторов, и троих директоров второго ранга (class В), представляющих ведущих представителей промышленных, либо сельскохозяйственных, фирм, активно использующих в своей практике заемные средства). Совет Управляющих Федеральной Резервной Системы дополнительно назначает трех директоров третьего ранга (class С) в каждый Федеральный Резервный банк. По первоначальному замыслу при организации Федеральной Резервной Системы считалось необходимым, чтобы они представляли в своем лице государственные органы и широкую общественность. Кроме того, директора третьего ранга не могут занимать в банке какой-либо иной пост. Совет Управляющих Федеральной Резервной Системы выбирает и назначает председателя совета директоров и его заместителя из числа директоров третьего ранга. Распределение прибыли, полученной каким-либо Федеральным Резервным банком в результате деятельности, также отражает отмеченный ранее характер его структуры. Каждый банк - член Федеральной Резервной Системы обязан приобрести в Федеральном Резервном банке своего округа некое количество акций на сумму, составляющую 3% его собственного акционерного капитала и нераспределенной прибыли; на законных основаниях эта сумма по требованию может быть увеличена вдвое. По мере роста акционерного капитала и прибылей коммерческого банка, он обязан приобрести большее количество акций, чтобы поддержать регламентированный трехпроцентный уровень. Дивиденды, выплачиваемые по этим акциям, ограничены 6%, и более чем 90% общего суммарного дохода Федеральных Резервных банков возвращается в Государственное Казначейство США. Основной целью деятельности Федеральных Резервных банков является не извлечение максимальной прибыли, а воплощение в жизнь и экономическую действительность США определенной денежно-кредитной политики и руководство многогранной финансово-экономической деятельностью Федеральной Резервной Системы.
Каждый из двенадцати Федеральных Резервных банков представляет еженедельный финансовый отчет об итогах своей деятельности в Совет Управляющих Федеральной Резервной Системы, который суммирует и обрабатывает поступающую информацию, а затем публикует в конце каждой недели. Федеральные Резервные банки субсидируют и поддерживают Межокружной Расчетный фонд, располагающийся в Вашингтоне и призванный регулировать и удовлетворять взаимные иски и претензии Федеральных Резервных банков, возникающие в связи с перемещением банковских вкладов из одного округа Федеральной Резервной Системы в другой.

Банки-члены Федеральной Резервной Системы

Согласно принятому законодательству все национальные банки США обязаны поддерживать свое членство в Федеральной Резервной Системе, кроме того ряд банков штатов добровольно изъявили желание вступить в Федеральную Резервную Систему. Их просьба была удовлетворена. До 1980 года банки, принадлежащие к Федеральной Резервной Системы, имели определенные преимущества перед остальными банками и ссудосберегательными учреждениями. Имея статус банка-члена Федеральной Резервной Системы, соответствующий финансовый орган приобретал определенный престиж. Банки-члены Федеральной Резервной Системы имели право получать ссуды в Федеральных Резервных банков, заказывать, равно как и размещать, в этих банках наличные средства, пользоваться услугами Федеральной Резервной Системы, предоставляемыми при клиринге чеков, получать, наконец, необходимую консультацию по интересующим финансовым вопросам. Кроме того, банки-члены Федеральной Резервной Системы имели право пользоваться телетайпными линиями Федеральной Резервной Системы для перевода денежных средств. Справедливости ради надо отметить, что услуги по клирингу чеков не являлись исключительной привилегией банков-членов Федеральной Резервной Системы, так как банк, не принадлежащий к этой системе, имел право зарегистрироваться в Федеральном Резервном банке своего округа как «клиринговый банк». Закон о де регулировании депозитных учреждений и о контроле за денежным обращением 1980 года снял большинство различий между банками-членами и остальными банковскими учреждениями.
В семидесятые годы более 500 банков прекратили свое членство в Федеральной Резервной Системе, главным образом вследствие резкого роста рыночных норм процента в тот период. Высокий уровень рыночных норм процента резко поднял альтернативную стоимость требований к резервам банков-членов Федеральной Резервной Системы. Законодательный акт от 1980 года устранил различия в требованиях к резервам различных банков и депозитных учреждений. Переходный период, определенный на восьмилетний срок, очевидно решит возникшую проблему членства в Федеральной Резервной Системе.

Федеральный Комитет Открытого Рынка

Федеральный Комитет Открытого Рынка (ФКОР) определяет и направляет процессы купли-продажи ценных бумаг федерального правительства США Федеральными Резервными банками, то есть контролирует наиболее важный инструмент осуществления денежно- кредитной политики. Формально ФКОР был организован в 1935 году, хотя Федеральные Резервные банки создали некий орган, координирующий операции на открытом рынке ценных бумаг, еще в начале двадцатых годов. Ныне Федеральный комитет Открытого Рынка состоит из 12 постоянных членов: семь управляющих Федеральной Резервной Системы и пять президентов Федеральных Резервных банков. Председатель Совета Управляющих Федеральной Резервной Системы возглавляет этот орган, а президент Федерального Резервного банка поддерживает в нем постоянное членство в качестве вице председателя. Назначения на другие должности в Федеральном Комитете Открытого Рынка ведутся по весьма непростой схеме между остальными президентами Федеральных Резервных банков. Все 12 президентов Резервных банков обязаны присутствовать на собраниях Комитета; они принимают участие в обсуждении возникающих проблем, а семь президентов Федеральных Резервных банков (не вошедшие в число постоянных членов ФКОР) обладают правом совещательного голоса.
Время от времени раздаются недовольные голоса, заостряющие внимание широкой общественности на том обстоятельстве, что президенты Федеральных Резервных банков (который, заметим, ни назначаются на эти должности Президентом США, ни утверждаются в них Конгрессом США) имеют столь весомое влияние при решении важнейших государственных задач и проблем. Однако, на сегодняшний день все попытки уличить Федеральный комитет Открытого Рынка в нарушении законности и Конституции США не увенчались успехом.
Федеральный Комитет Открытого Рынка собирается на заседания восемь-девять раз в год для обсуждения экономического положения и принятия решений по вопросам текущей денежно-кредитной политики. На каждой встрече разрабатывается определенная стратегия текущих операций на открытом рынке ценных бумаг и директивой доводится до управляющего Системой текущих операций на открытом рынке (System Open Market Account), совмещающего этот пост с вице-президентством в Федеральном Резервном банке в Нью-Йорке. После этого Федеральный Резервный банк Нью-Йорка проводит в соответствии с принятым планом реальные закупки, либо продажи ценных бумаг Федерального правительства США через дилеров, специализирующихся в этой области и имеющих свои представительства в Нью-Йорке. Практика ФКОР по реализации принятых решений без какого-либо предуведомления широких кругов общественности сразу же вызвала резкую негативную реакцию — свои решения Федеральный Комитет Открытого Рынка обнародует на следующем собрании, эта задержка составляет около семи недель. Верховный Суд США рассматривал дело, в котором Федеральную Резервную Систему согласно Закону о Свободе Информации пытались обязать доводить свои решения до сведения общественности немедленно после из принятия. Однако иск был отклонен. Основным аргументом такого решения Верховного Суда явилось доказанное обстоятельство того, что раскрытие подобной информации уменьшает подвижность существующих норм процента. Инвесторы должны постоянно следить и предсказывать для себя планируемый курс денежно-кредитной политики. Если только их прогнозы оказываются ложными, резкий сдвиг процентных ставок помогает исправить допущенные ошибки.

Федеральный Консультационный Совет

Закон о Федеральной Резервной Системе предусмотрел образование некоего координационного органа для обеспечения связи между всей банковской сферой и Федеральной Резервной Системой. Этот орган получил название Федеральный Консультационный Совет. Он состоит из двенадцати членов, каждого из которых выдвигает и избирает из своей среды соответствующий Федеральный Резервный банк. Совет собирается 4 раза в год на совместное заседание с управляющими Федеральной Резервной Системы и обмениваются мнениями о широком спектре финансово-экономических и денежно-кредитных отношений. Члены Федерального Консультационного Совета доводят эту информацию до сведения Резервных банков в своих округах. Совет Управляющих Федеральной Резервной Системы не обязан выполнять рекомендации этого органа; отсутствие реальной власти в области денежно-кредитных отношений делает Федеральный Консультационный Совет органом, не привлекающим особого внимания общественности.

На главную страницу


Леонов Валерий © 07 июл 2001 Связаться с автором

Hosted by uCoz