Федеральный Комитет Открытого Рынка почти наверняка является одной из наиболее мощных, из
власть имущих организаций в Соединенных Штатах.
Семь из двенадцати его постоянных членов — это управляющие Федеральной Резервной Системы, которые
выбираются и назначаются аналогично другим представителям правящей администрации с благословения
Президента США и утверждаются соответствующей сенатской комиссией Конгресса США.
Каждый из претендентов на эти должности проходит через горнило тщательного и придирчивого
обсуждения, как в прессе, так и в законодательных кругах. Это, конечно, не означает, что все избранные уж
очень умны и способны принести огромную пользу стране, однако оценить их потенциал и интеллектуальный уровень при проведении
подобных процедур, становится несколько проще.
Однако, в силу сложившейся структуры и организации, в Федеральном Комитете Открытого Рынка имеется еще 5 постоянных членов и 11
человек, так или иначе, имеют отношение к его деятельности, претендуя на четыре места, дающие их обладателям немалую власть и сипу.
Поясним последнее обстоятельство. Президенты Федеральных Резервных банков Бостона, Ричмонда и
Филадельфии занимают по очереди место в ФКОР сроком на один год. Аналогичным
образом занимаются еще два места: одно «разыгрывается» между Атлантой, Далласом и Сент-Луисом, другое —
среди Миннеаполиса, Канзас-Сити и Сан-Франциско.
Кливленд и Чикаго находятся в несколько более привилегированном положении — им достается одно место
на двоих, а Нью-Йорк, как всегда, преуспевает лучше всех;
ему гарантируется постоянное пятое
место в Федеральном Комитете Открытого Рынка. Такая сложная процедура возникла в результате
исторической случайности. При оформлении организационной структуры ФРС, а 1913 году первоначально предполагалось, что каждый
Федеральный Резервный округ будет приводить в экономическую жизнь собственную независимую денежно-кредитную политику, которая будет
подконтрольна лишь Федеральному Резервному банку этого округа. Почти десять лет никому не приходило в
голову, что операции Федерального Резервного банка Миннесоты на финансовых рынках имеют
непосредственной влияние и на жителей Атланты. Более того. Федеральные Резервные банки Далласа или, скажем,
Чикаго могли действовать, преследуя совершенно противоположные цели, сводя, таким образом, на нет усилия друг друга.
В конце двадцатых годов представители различных округов ФРС
начали встречи на неформальной основе, пытаясь разработать совместные программы действия. Законодательно
эти отношения были оформлены Конгрессом США в 1935 году.
В то время происходила борьба за
влияние в Федеральной Резервной Системе между Советом Управляющих, дислоцированным в Вашингтоне, и
Федеральным Резервным банком Нью-Йорка. К тридцатым годам вырисовалась окончательная победа Совета Управляющих. Таким образом,
председатель Совета Управляющих ФРС стал и председателем федерального Комитета Открытого Рынка, а
президент Федерального Резервного банка Нью-Йорка стал вице-президентом и постоянным членом ФНОР с правом решающего голоса.
Семь членов совета Управляющих ФРС, являющихся одновременно членами Федерального Комитета
Открытого Рынка, составляют в последнем практически квалифицированное большинство,
однако последнее время общественность стала проявлять обеспокоенность остальными фигурами ФКОР и, в
особенности, механизмом их выдвижения и назначения. В 1976 году член Палаты Представителей Генри
Рейсе, демократ от штата Висконсин, возбудил дело в окружном суде федерального округа Колумбия, обвиняя
Федеральный Комитет Открытого Рынка в антиконституционных действиях. Этот иск не был принят к рассмотрению в
силу причин чисто технического и протокольного характера, но вслед за ним целый ряд дел аналогичного толка
был принят к производству. Один иск вчинил сенатор Рейгл, штат Мичиган; другой был представлен на рассмотрение
группой частных лиц, громко называвших себя Комитетом по денежной реформе. Затем сенатор Джон Мелчер из Мотаны, заявил, что его права как члена
Сената США утверждать и назначать должностных лиц высшего эшелона власти согласно статье 3 Конституции
США в случае с Федеральным Комитетом Открытого Рынка явно нарушены. Ни одно из последовавших судебных разбирательств ни на йоту не изменило
структуру ФКОР.
На главную страницу |
Леонов Валерий © 09 мар 2001 | Связаться с автором |