Когда Федеральная Резервная Система делала свои первые шаги в экономической практике США, никто всерьез не рассматривал операции на открытом рынке в качестве некоего инструмента контроля экономических отношений. В это время ФРС приобретала ценные бумаги федерального правительства главным образом для того, чтобы заполучить достаточное количество приносящих прибыль активов, если доход от предоставленных Федеральными Резервными банками кредитов и ссуд оказывался по каким-либо причинам недостаточным. Большинство Федеральных Резервных банков сочли, что наиболее удобным местом проведения таких сделок является Нью-Йорк, и именно здесь в двадцатые годы неформальный комитет, составленный из представителей всех двенадцати Федеральных Резервных банков, начал координировать свои действия по ценным бумагам федерального правительства. Хотя практически сразу же после начала своей деятельности этот орган начал влиять на состояние экономической системы, компенсируя посредством соответствующей купли-продажи ценных бумаг, обращение золота в экономике и создавая дополнительные резервы для системы коммерческих банков, законодательно деятельность Федерального Комитета Открытого Рынка (ФКОР) была оформлена и легализована лишь после принятия Закона о Банках 1935 года.
Федеральный Комитет Открытого Рынка руководит операциями на открытом рынке ценных бумаг. На своих собраниях члены ФКОР рассматривают сложившиеся экономические условия и определяют наиболее подходящую, по их мнению, денежно-кредитную политику и направления ее развития. После этого Федеральный Комитет Открытого Рынка готовит директивное распоряжение для Управляющего текущими операциями на открытом рынке, который одновременно является и вице-президентом Федерального Резервного банка Нью-Йорка. Это распоряжение не конкретизирует его дальнейшие действия, и Управляющий текущими операциями на открытом рынке сам принимает решение где, как и сколько приобретать, либо продавать ценных бумаг федерального правительства. Директивное распоряжение лишь очерчивает предлагаемое направление развития денежно-кредитной политики и устанавливает значения и уровни ключевых параметров банковской системы, таких как уровень свободных резервов, нормы продажи федеральных резервных фондов и ряд других параметров денежно-кредитных отношений. В свою очередь управляющий текущими операциями на открытом рынке предпринимает необходимые закупки, либо продажи ценных бумаг федерального правительства, необходимые для достижения поставленных в директивном распоряжении целей.
Штат сотрудников Управляющего текущими операциями на открытом рынке совместно с группой хорошо зарекомендовавших себя дилеров, специализирующихся на торговле ценными бумагами федерального правительства, проводят операции на открытом рынке. Естественно, что, являясь полугосударственным учреждением, ФРС стремится извлечь из своих финансовых операций небольшую выгоду. Положим, что Управляющий текущими операциями на открытом рынке принимает решения о покупке, либо продаже ценных бумаг. Обычная процедура этой простой форвардной сделки выглядит так: Управляющий уведомляет штат своих служащих о принятом конкретном решении, его персонал одновременно обзванивает дилеров, предлагая к реализации ценные бумаги, либо узнавая предложения на них. После завершения контактов с дилерами отбираются наиболее выгодные предложения и варианты, которые затем и реализуются. Вся операция занимает около 30 минут. Объединенный балансовый отчет двенадцати Федеральных Резервных банков отдельно выделяет позицию «хранение ценных бумаг федерального правительства согласно соглашениям о продаже с обратным выкупом». Осуществляя подобную сделку, Федеральный Резервный банк Нью-Йорка приобретает ценные бумаги у дилера по контракту, который обязывает продавца выкупить эти ценные бумаги обратно по той же самой цене в заранее определенный срок в будущем, обычно составляющим 15 дней. Контракт обычно предусматривает возможность его пролонгирования. Обе стороны вправе прекратить действия соглашения об обратном выкупе практически без предуведомления, хотя ФРС никогда не испытывала в этом необходимости. Норма процента, взимаемая при заключении соглашения об обратном выкупе, соответствует существующим процентным ставкам федеральных резервных фондов. Технически заключение таких сделок выглядит следующим образом: Управляющий текущими операциями на открытом рынке связывается с дилерской сетью, выясняя кто из них продает ценные бумаги на этих условиях, а затем размещает общую сумму средств, затраченных на это приобретение. Такие соглашения помогают дилерам в обеспечении финансовыми средствами их запасов ценных бумаг, часть из которых временно продается Федеральным Резервным банком.
В конце каждой недели ведущие финансовые периодические издания публикуют сведения по балансовым отчетам Федеральных Резервных банков в разделах «Материалы ФРС» либо «Федеральный Резервный отчет». Закон обязывает ФРС предоставляет информацию и сведения для подобных публикаций. Для определения объема операций на открытом рынке достаточно сравнить балансовые отчеты за две недели. В отчетах не приводятся никаких комментариев о происходящих переменах.
Чаще всего ФРС предпринимает на открытом рынке ценных бумаг защитные операции, направленные не на изменения денежно-кредитных отношений, а для компенсации нежелательных изменений в структуре банковских резервов. При проведении динамических операций на открытом рынке ценных бумаг Федеральная Резервная Система покупает и продает ценные бумаги федерального правительства США, стремясь обеспечить стабильность функционирования экономической системы, либо инспирировать экономический рост. Например, до 1971 года потребовалось провести ряд защитных операций на открытом рынке, чтобы компенсировать наблюдавшийся с 1957 года отток золота из США. В 1957 году золотой запас Государственного Казначейства США составлял 22,9 млрд. долларов, а к 1971 году его объем сократился более чем наполовину. Если бы закупки ценных бумаг на открытом рынке не смогли бы компенсировать эти негативные явления, отток золота сократил бы денежную базу и всемерно ужесточил бы денежно-кредитные отношения. Далее рассматривается и ряд других факторов (например, изменения «флоута» или депозитов Государственного Казначейства в ФРС), которые в определенных случаях могут повлечь неприятные последствия для денежно базы, если их вовремя не нейтрализовать соответствующими операциями на открытом рынке. Каждый год Федеральная Резервная Система предпринимает комбинированные защитные и динамические операции на открытом рынке. Их размеры достигают огромных величин, например, в 1984 году общий валовой объем покупок и продаж ценных бумаг федерального правительства достиг астрономической величины в 800 миллиардов долларов, а чистый рост ценных бумаг федерального правительства, находящихся в распоряжении ФРС, составил 9 миллиардов долларов.
В период с 1953 по 1958 годы Федеральный Комитет Открытого Рынка ограничивал свои операции на открытом рынке только векселями Государственного Казначейства и другими краткосрочными ценными бумагами, имеющими срок погашения не более года. Сторонники такой финансовой политики, получившей название «вексельной», указывали, что покупатели и продавцы, располагавшие информацией о конкретном типе ценных бумаг федерального правительства, на который направляются грядущие операции ФРС на открытом рынке, получали некоторое преимущество. Знание сроков погашения этих ценных бумаг существенно упрощает задачу предсказания последствий будущих операций на открытом рынке для дилеров и инвесторов. И по сей день основной объем операций на открытом рынке ложится на краткосрочные ценные бумаги, хотя ряд экспертов и считает такое положение вещей не всегда разумным и видит в нем некие искусственные ограничения. В начале шестидесятых годов Государственное Казначейство США совместно с Федеральной Резервной Системой попытались одновременно понизить нормы процента по долгосрочным ценным бумагам и облигациям путем их закупки и повысить процентные ставки по краткосрочным ценным бумагам, продавая их на открытом рынке. Такая финансовая политика получила название «твист операции» (operation twist). Такие мероприятия ФРС были призваны изменить положение кривой доходности, дабы стимулировать внутреннюю экономическую систему путем снижения долгосрочных процентных ставок, и одновременно привлечь иностранных инвесторов к вложению денежных средств в экономику США, повышая нормы процента на краткосрочные ценные бумаги. Однако в реальной экономической жизни такая финансовая политика мало способствовала повышению норм процента по краткосрочным ценным бумагам. Хотя в этой ситуации доходы по долгосрочным ценным бумагам и облигациям федерального правительства США упали, процентные ставки по закладным и облигациям корпораций не претерпели каких-либо существенных изменений. Финансовая политика «твист операций» не смогла оказать существенного влияния на экономическую систему, так как кроме целенаправленных покупок и продаж ценных бумаг на открытом рынке, нормы процента также зависят от целого ряда финансово-экономических факторов. Кроме того, учтем, что после того как денежные средства «впрыснуты» в банковскую систему, Федеральные Резервные банки не могут контролировать их дальнейшее использование, а когда эти средства изымаются из банковской системы, они не могут контролировать ситуацию на финансовых рынках.
На главную страницу |
Леонов Валерий © 23 мар 2001 | Связаться с автором |