Федеральная Резервная Система функционирует как независимый орган Федерального правительства США. Законодательно установлено, что ФРС является рабочим органом Конгресса США, хотя Президент США и назначает членов Совета Управляющих ФРС, исходя из рекомендаций и заручившись согласием в Сенате. Будучи представителем Конгресса США, Федеральная Резервная Система лишь ему и подотчетная, то есть никаких обязательств перед органами исполнительной власти США не несет. Лишь Конгресс США может распустить и ликвидировать ФРС, если, конечно, сочтет такое решение целесообразным. Такое положение вещей отличает ФРС, скажем, от органов юстиции США, которые формировались на основании конституционных актов. Члены Конгресса США ревностно охраняют свою власть над Федеральной Резервной Системой от посягательств со стороны органов исполнительной власти и не устают напоминать вновь назначенным официальным лицам ФРС об их ответственности исключительно перед Конгрессом США. Члены Конгресса США зачастую публично опротестовывают вмешательство исполнительной власти в действия Федеральной Резервной Системы. Так, например, конгрессмен Райт Пэтмен, в бытность свою председателем комиссии Конгресса по банковскому делу и денежному обращению, организовал ряд слушаний в Конгрессе по этим поводам.
Являясь органом Конгресса США, Федеральная Резервная Система представляет в Конгресс ежегодный отчет о своей деятельности, а также, по требованию Конгресса США, регулярно передает и иную информацию. За всю историю Федеральной Резервной Системы ее отношения с Конгрессом складывались далеко не формальным образом. В 1975 году контроль со стороны Конгресса за деятельностью ФРС был усилен: председатель Совета Управляющих ФРС с этого момента на регулярной основе начал консультации с соответствующими комиссиями Конгресса для обсуждения текущих экономических проблем, тактических и промежуточных целей денежно-кредитной политики и планов ее воплощения в жизнь. Эти мероприятия привели к более тесному контакту и сотрудничеству между Конгрессом США и Федеральной Резервной Системой. Закон о реформе Федеральной Резервной Системы 1977 года и Закон Хэмфи—Хоукинса 1978 года (Закон о Полной Занятости и Сбалансированном Росте) обязали ФРС представлять отчетные материалы Конгрессу США по ряду основных позиций и параметров денежно-кредитных отношений каждое полугодие. По Акту о полной занятости и сбалансированном росте от 1978 года дважды в год ФРС представляет сенатскому Комитету по банковскому делу, жилищным вопросам и городскому хозяйству, а также Kомитету палаты представителей по банковским делам, финансам и вопросам городского хозяйства цели Системы в финансовой и кредитно-денежной политикe, прогнозы относительно экономической деятельности, анализ взаимосвязи между денежно-кредитными и экономическими целями и политикой администрации и Конгресса.
Существует и другой взгляд на сложившееся положение вещей: ряд экспертов и наблюдателей без особого восторга признают «независимость» Федеральной Резервной Системы, считая, что силой, направляющей деятельность ФРС, должна быть власть исполнительная, а отнюдь не законодательные органы. Основной их аргумент в это споре — это обеспечение бесконфликтности денежно-кредитных мероприятий с иными (например, налогово-бюджетными) мерами федерального правительства, направленными на предотвращение инфляционных процессов и обеспечение полной занятости. До принятия Закона о Банках 1935 секретарь Государственного Казначейства США и Государственный Контролер денежного обращения обладали правом неофициального членства в Совете Управляющих ФРС; указанным законодательным актом подобная практика была отменена. Позднее, в восьмидесятые годы, в Конгрессе начали раздаваться призывы возвратить секретаря Государственного Казначейства в Совет Управляющих ФРС. Несмотря на юридическую независимость от исполнительных органов власти федерального правительства, вполне разумно и очевидно предположить, что Федеральная Резервная Система проявляет чувствительность и должное понимание к проблемам и заботам исполнительной власти, наравне с другими департаментами и подразделениями федерального правительства США. Те, кто следит за действиями федерального правительства, несомненно заметили, что открытые конфликты с наиболее высокопоставленными официальными лицами, представляющие исполнительную власть, никогда не идут на благо руководителям того или иного департамента, либо организации. Некоторые полагают, что независимость Федеральной Резервной Системы должна строиться по образу и подобию отделения системы американского судопроизводства от малейшего политического давления со стороны правительственных органов. Такие взгляды зачастую находят поддержку в прессе, банковских сферах и даже среди официальных представителей ФРС. Однако, мало кто из здравомыслящих экспертов всерьез считает, что ФРС когда-либо была независима именно в этом смысле — скорее денежно-кредитная политика Федеральной Резервной Системы, гибкая или жесткая, оказывает, сколь это возможно, поддержку экономического курса Президента и членов Конгресса.
На главную страницу |
Леонов Валерий © 16 окт 2001 | Связаться с автором |