Один из основных законов,
регулирующих деятельность ФРС – это «Акт о полной занятости и
сбалансированном росте» (Full Employment and Balanced Growth
Act), известный также по именам его творцов как «закон
Хэмпфри-Хокинса», который был принят еще в 1978 году. Наиболее
существенный недостаток этого закона очевиден уже по его
названию: вместо того, чтобы сфокусировать внимание ФРС на
инфляции и стабильности цен, он вместо этого, в стиле Кейнса,
требует от Системы контроля над повышением занятости и общим
экономическим ростом. Таким образом, действующий закон
отражает вполне определенную узкую точку зрения, согласно
которой в реальных условиях якобы всегда существует либо
незанятость (или низкий рост), либо инфляция. Задача ФРС
согласно этой теории сводится к тому, чтобы определять, какое
из этих двух зол в данный момент является наименьшим. На самом
деле, в момент подготовки закона Хэмпфри-Хокинса большая часть
экономистов верила в существование подобного компромисса.
Кроме того, полагалось, что государственная структура,
определяющая и проводящая кредитно-денежную политику, должна
также отвечать и за контроль над ростом ВВП страны в
краткосрочном периоде. Подобные представления были рождены еще
в эпоху Нового курса (политики Ф.Рузвельта) и Второй Мировой
войны, когда правительство было непререкаемым авторитетом в
экономических вопросах. Тогда вера в этот компромисс
распространилась далеко за пределы США. Сегодня большинство
экономистов отказались от этой теории или же, по крайней мере,
существенно переменились в своем отношении к ней. Во многом
это связано с их собственным горьким опытом, которого им
пришлось набираться в те самые годы, когда закон
Хэмпфри-Хокинса еще только готовился к принятию. Стагфляция
1970-х годов со всей убедительностью показала, что безработица
и инфляция могут вырасти одновременно. Новый удар по теории
компромисса был нанесен в 1990-е годы: это десятилетие было
отмечено одновременно и сильным ростом экономики, и низкой
инфляцией. В результате экономисты в большинстве стран мира
пришли к выводу, что стремление переложить на центральные
банки заботу о росте экономики было ошибочным, и что главной
целью этих структур должно стать поддержание стабильности цен.
На этом представлении основано действующее законодательство
Великобритании и ЕС. Разумеется, многие могут сказать, что сам
по себе этот факт еще не означает, что американское
законодательство сегодня уже устарело. В конце концов, закон
Хэмпфри-Хокинса не устанавливает слишком жестких рамок, и
руководители ФРС вправе толковать его в соответствие с
собственными представлениями. Так, и Гринспэн, и его
предшественник Пол Волкер уделяли особое внимание борьбе с
инфляцией. Особенно этим знаменит Волкер, шедший на крайне
непопулярные резкие повышения процентных ставок для того,
чтобы сократить инфляцию до минимума. В свою очередь, Гринспэн
также враждебно относился к ослаблению денежной или фискальной
политики в тех случаях, когда по его мнению она могла привести
к повышению инфляции.
Тем не менее, заложенная в закон
Хэмпфри-Хокинса двусмысленность по-прежнему несет вред в форме
волатильности. На рыках могут только догадываться о том, каким
образом в ФРС решат использовать свои широкие полномочия в
следующий момент. Так, публикуемые по пятницам данные об
уровне безработицы иногда заставляют рынки встрепенуться в
ожидании того, как же отреагирует на эту информацию ведомство
Гринспэна. Кроме того, на рынках идет постоянная игра в
«угадайку»: существует ли компромисс между ростом и инфляцией
на самом деле, или же он существует потому, что в его
существование верит сам Гринспэн? Некоторые аналитики прямо
называют закон Хэмпфри-Хокинса среди причин происходящего в
настоящее время снижения экономических показателей США.
Отрывок из статьи «Эра Алана Гринспэна близка к завершению» (Financial Times, 08.01.01). Полностью русский перевод на worldeconomy.ru
На главную страницу |
Леонов Валерий © 20 апр 2001 | Связаться с автором |