Закон Хэмпфри-Хокинса

Один из основных законов, регулирующих деятельность ФРС – это «Акт о полной занятости и сбалансированном росте» (Full Employment and Balanced Growth Act), известный также по именам его творцов как «закон Хэмпфри-Хокинса», который был принят еще в 1978 году. Наиболее существенный недостаток этого закона очевиден уже по его названию: вместо того, чтобы сфокусировать внимание ФРС на инфляции и стабильности цен, он вместо этого, в стиле Кейнса, требует от Системы контроля над повышением занятости и общим экономическим ростом. Таким образом, действующий закон отражает вполне определенную узкую точку зрения, согласно которой в реальных условиях якобы всегда существует либо незанятость (или низкий рост), либо инфляция. Задача ФРС согласно этой теории сводится к тому, чтобы определять, какое из этих двух зол в данный момент является наименьшим. На самом деле, в момент подготовки закона Хэмпфри-Хокинса большая часть экономистов верила в существование подобного компромисса. Кроме того, полагалось, что государственная структура, определяющая и проводящая кредитно-денежную политику, должна также отвечать и за контроль над ростом ВВП страны в краткосрочном периоде. Подобные представления были рождены еще в эпоху Нового курса (политики Ф.Рузвельта) и Второй Мировой войны, когда правительство было непререкаемым авторитетом в экономических вопросах. Тогда вера в этот компромисс распространилась далеко за пределы США. Сегодня большинство экономистов отказались от этой теории или же, по крайней мере, существенно переменились в своем отношении к ней. Во многом это связано с их собственным горьким опытом, которого им пришлось набираться в те самые годы, когда закон Хэмпфри-Хокинса еще только готовился к принятию. Стагфляция 1970-х годов со всей убедительностью показала, что безработица и инфляция могут вырасти одновременно. Новый удар по теории компромисса был нанесен в 1990-е годы: это десятилетие было отмечено одновременно и сильным ростом экономики, и низкой инфляцией. В результате экономисты в большинстве стран мира пришли к выводу, что стремление переложить на центральные банки заботу о росте экономики было ошибочным, и что главной целью этих структур должно стать поддержание стабильности цен. На этом представлении основано действующее законодательство Великобритании и ЕС. Разумеется, многие могут сказать, что сам по себе этот факт еще не означает, что американское законодательство сегодня уже устарело. В конце концов, закон Хэмпфри-Хокинса не устанавливает слишком жестких рамок, и руководители ФРС вправе толковать его в соответствие с собственными представлениями. Так, и Гринспэн, и его предшественник Пол Волкер уделяли особое внимание борьбе с инфляцией. Особенно этим знаменит Волкер, шедший на крайне непопулярные резкие повышения процентных ставок для того, чтобы сократить инфляцию до минимума. В свою очередь, Гринспэн также враждебно относился к ослаблению денежной или фискальной политики в тех случаях, когда по его мнению она могла привести к повышению инфляции.
Тем не менее, заложенная в закон Хэмпфри-Хокинса двусмысленность по-прежнему несет вред в форме волатильности. На рыках могут только догадываться о том, каким образом в ФРС решат использовать свои широкие полномочия в следующий момент. Так, публикуемые по пятницам данные об уровне безработицы иногда заставляют рынки встрепенуться в ожидании того, как же отреагирует на эту информацию ведомство Гринспэна. Кроме того, на рынках идет постоянная игра в «угадайку»: существует ли компромисс между ростом и инфляцией на самом деле, или же он существует потому, что в его существование верит сам Гринспэн? Некоторые аналитики прямо называют закон Хэмпфри-Хокинса среди причин происходящего в настоящее время снижения экономических показателей США.

Отрывок из статьи «Эра Алана Гринспэна близка к завершению» (Financial Times, 08.01.01). Полностью русский перевод на worldeconomy.ru

На главную страницу


Леонов Валерий © 20 апр 2001 Связаться с автором

Hosted by uCoz