Конгресс США, как высший законодательный орган страны, принял Закон о Федеральной Резервной Системе
- Federal Reserve Act (некоторые
отечественные источники называют его Федеральным Резервным Актом), знаменующий начало ее деятельности 23 декабря
1913 года в качестве рождественского подарка стране от новой администрации демократов.
Текст Закона о Федеральной Резервной
Системе с поправками, внесенными до декабря 1976 г. включительно, и
приложением, содержащим положения других законодательных актов, касающихся
функционирования Федеральной Резервной
Системы, можно получить в Совете управляющих Федеральной Резервной
Системы. Общедоступными
также являются Правила Совета управляющих Федеральной Резервной
Системы и опубликованные толкования Совета
управляющих Федеральной Резервной Системы.
Заинтересованность банковской системы США в учреждении центрального банка страны заметно возросла после банковского
кризиса 1907 года. В это время несколько больших финансовых институтов были близки к банкротству и закрытию вследствие того,
что банки в этот период испытывали существенные трудности в удовлетворении спроса вкладчиков, изымавших свои вклады и
обращавших их в наличные деньги. Кроме того, небольшие банки в сельскохозяйственных районах страны в это время стремились
получить от своих банков-корреспондентов в крупных городах значительные средства в наличных деньгах. Во время банковского
кризиса сберегательные банки обычно требовали предварительные заявки на изъятие банковского вклада, а многие банки как в
Нью-Йорке, так и по все стране, искусственно ограничивали обращение вкладов в наличные деньги. В тот период в течение
нескольких месяцев наличные деньги продавались выше их номинала, что принесло экономической системе дополнительные и
серьезные трудности.
В 1908 году Конгресс США принял так называемый закон Олдрича-Риланда (Aldrich-Vreeland Act), в своей сути потребовавший
учреждения Национальной комиссии по денежному обращению, в функции которой вменялась разработка проекта организации
центрального эмиссионного банка страны. Назначенная комиссия, состоявшая из 9 сенаторов и 9 членов Палаты Представителей,
провела ряд слушаний, посвященных исследуемому вопросу, а также организовала обширные специальные исследования
существа банковского дела как в США, так и в зарубежных странах. Материалы этих исследований оказались настолько
всеобъемлющи, что итоговый отчет этой комиссии состоял из 23 увесистых томов.
В 1913 году Президент США Вудро Вильсон,
несмотря на некоторую оппозицию идее учреждения центрального эмиссионного банка в США, ввел в финансово-экономическую
практику США такой финансовый институт, как Федеральная Резервная система.
В начале своей деятельности основная цель Федеральной Резервной Системы состояла в помощи банкам в период банковских
кризисов и биржевых лихорадок. Далее было установлено, что в описываемый
период времени не существовало полностью удовлетворительных механизмов, обеспечивающих потребность банков в
необходимом уровне ликвидности. Первоначально контроль за величиной банковского кредита, предложением денег и нормами
процента не входил в компетенцию Федеральной Резервной Системы. В эту эпоху в финансово-экономических отношениях США господствовал золотой
стандарт, и было принято считать, что количество золота, хранящееся в недрах банковской системы США, является механизмом,
регулирующим количество денег, находящееся в обращении, и банковский кредит. Отцы-основатели Федеральной Резервной Системы в своих мечтах
представляли центральный эмиссионный банк, который был бы способен обеспечивать эластичное предложение наличных денег и
средств дисконтирования для коммерческих банков. Исходное положение, лежащее в фундаменте организации Федеральной
Резервной Системы, основывалось на некоей кооперативной системе, в которой федеральное правительство США, банковская
система, бизнесмены, предприниматели и рядовые потребители сотрудничали бы равноправно. Мысль о том, чтобы передать
бразды правления финансово-экономической жизнью страны в руки федерального правительства, появилась несколько позже.
Первоначально Законом о Федеральной Резервной Системе 1913 года детальная разработка взаимоотношений между
двенадцатью Федеральными Резервными банками и Федеральным Резервным советом (переименованным в 1935 году
Совет Управляющих Федеральной Резервной Системы) не предусматривалась.
С 1914 по 1922 годы официальные представители
двенадцати Федеральных Резервных банков периодически проводили консультационные встречи и совещания, на которых
разрабатывались направления развития денежно-кредитной политики и принимались соответствующие решения. В те далекие
годы становления Федеральной Резервной Системы ряд общественно-политических факторов позволил Федеральным резервным
банкам удержать главенствующую роль а этой организации: весьма популярное в первой четверти двадцатого века
противодействие контролю и управлению страной из единого центра, изоляция Вашингтона (т.е. федерального правительства) от
важнейших финансовых рынков США, а также сама фигура Бенджамина Стронга — управляющего делами Федерального
Резервного банка Нью-Йорка – сохранявшего несомненное лидерство в Федеральная Резервная Система.
До тридцатых годов непрерывный конфликт и
конфронтация разъедали отношения между Федеральным Резервным Советом в Вашингтоне, округ Колумбия, и двенадцатью
Федеральными Резервными банками. Затем Совет Управляющих Федеральной Резервной Системы постепенно стал решающей и наиболее авторитетной
структурой в этой организации.
На главную страницу |
Леонов Валерий © 06 ноя 2001 | Связаться с автором |